Вторник, 26.03.2019, 07:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Дизер И. А.

Самообразование

«Использование технологии проектной деятельности на уроках математики».

Описание педагогического опыта

(Пояснительная записка)

Презентация

Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через проектную  деятельность. 

Задачи:

  • побуждение всех обучающихся к инициативности, творческому подходу и активной позиции в процессе любой познавательной деятельности;
  • учить приемам осмысленной математической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения.
  • подкреплять знания практическими делами, используя специфические для математики методы сбора, анализа и обобщения информации.

Многие учителя считают, что классно-урочная система на протяжении долгого времени оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков обучающимся. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.  Это требование времени, а также требования к результатам освоения основной образовательной программы. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) сказано, что в результате обучения ребёнок должен:

  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Чтобы использовать какой либо метод надо изучить его историю, разобраться в нем, пропустить через себя, перенять то, что открыто другими, и адаптировать для себя и своих учеников. Еще для меня возник  ряд вопросов:  чем отличается метод проектов от исследовательской деятельности, как перенести метод проектов на учебные темы, темы учебного плана. Существует ли какой-нибудь алгоритм для организации работы детей и формированию,  каких универсальных учебных действий будет способствовать применение этого метода?

Первый этап в моей работе был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме. Для себя я отметила некоторые аспекты, которые необходимо знать для правильной организации работы. Исследовательская деятельность отличается от проектной целями.

Цель проектной – реализация проектного замысла и получение готового продукта. Цель исследовательской - уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и продуктом являются новые знания.

Основные этапы исследовательской деятельности: мотивация; постановка проблемы; сбор фактического материала; систематизация и анализ полученного материала; выдвижение гипотез; проверка гипотез; доказательство или опровержение гипотез.

Этапы выполнения проекта вы можете увидеть ниже, они знакомы всем:

  • Проблематизация – наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Поле для выбора темы проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике. Например, ребята с интересом работают над проектами «История возникновения дробей», «Проценты вокруг нас», «Решето Эратосфена» и «Числа Фибоначчи», «Старинные меры измерения», «История математики» 
  • Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
  • Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Сейчас с этим нет проблем, многие имеют доступ к Интернету, но нельзя забывать о библиотеке, опросе родителей или взрослых. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается один основной вариант.
  • Продукт -  результат работы. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца. В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
  • Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.

Какова же роль учителя на этапах? За основу описания деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах я взяла разработку Чечель Ирины Дмитриевны, доктора педагогических наук, которая вызвала у меня наибольший интерес. 

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Подготовка

Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают и принимают решение по теме. Определяют свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. При необходимости помогает проводить организационную работу.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Формируют задачи проекта. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в формулировании задач (по просьбе). В зависимости от сложности проекта и степени подготовки слушателей возможна предварительная разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает, консультирует, координирует работу групп.

Выполнение

Работа над проектом. Оформление.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе).

Защита проекта (презентация)

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования. Коллективная защита проекта.

Защищают проект (докладывают о результатах своей работы). Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Рефлексия

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.

 

 

При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выступает  в роли активного участника процесса проектирования. Субъективность ученика проявляется в целеполагании, планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность.  Предлагаю следующие вопросы для обсуждения:

  • Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
  • Что в работе над проектом было наиболее интересным?
  • Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
  • Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

 Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является «пять». Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов, классификация проектов  представлена в следующей таблице.

1. По доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские;

- творческие;

- ролевые, игровые;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные);

-практико-ориентированные (прикладные).

2. По предметно-содержательной области:

- монопроекты - в рамках одной области знаний;

-межпредметные - на стыке различных предметных областей.

3. По количеству участников проекта:

- индивидуальные (личностные);

- парные;

- групповые;

- коллективные;

- массовые.

4. По продолжительности выполнения:

- краткосрочные (несколько уроков) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

 

 

 

 

 

 

Какие УУД формируются в процессе работы над проектом? 

 Существует 4 блока УУД.

      Начну с коммуникативных УУД. Проектная деятельность предполагает дискуссии между учениками, направленные на решение конкретной проблемы или создание определенного продукта. Это и совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Учитель из простого транслятора знаний становится организатором совместной работы, переходя к реальному сотрудничеству. Школьник - активный субъект деятельности. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.

Познавательные УУД: проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки работы со справочниками, слушание речи, наблюдение, избирательное запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям – все это компоненты проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД. 

Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки. 

Развитие личностных УУД отражается в умении четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

    Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-8 классах.

  Для себя я выделяю три этапа введения метода проектов в процесс обучения:

  • 5-6 класс. Создание мини проектов на учебные темы на уроках в групповой работе.
  • 7-8 класс. Проекты, выполняемы по учебным темам.
  • 9-11 класс. Индивидуальные проектные работы, направленные на решение глобальных проблем.

      Над данной темой я работаю второй год, поэтому  я только учусь применению данного метода в своей работе. В этом году работая  в 6,7,8 классах, с ребятами реализовали несколько проектов.

Реализованные проекты:

6 класс

Числа великаны и числа малютки (продукт – стенгазета)

История дробей (продукт - презентация)

Решето Эратосфена (продукт – реферат)

7 класс

Мой семейный бюджет (продукт - смета доходов и расходов семьи на месяц)

Женщина математик – Ковалевская С.В. (презентация)

Симметрия в жизни  (продукт - выставка работ)

8 класс

Математика + Творчество (продукт – сказки, стихи, ребусы, частушки придуманные самими ребятами)

         После изучения темы «Уравнения» предложу ребятам новый проект

Пример проектной работы.

Тема проекта:  «Виды уравнений и способы их решений».

Участники проекта: ученики 8 класса.

Сроки реализации проекта: две недели.

Результат: защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам, испытывающим затруднения по данному учебному материалу.

Задания для групп (в каждой группе 2-3 человека):

Задание для группы 1.

1.     Сбор информации по теме «Линейные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).

2.     Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).

3.     Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).

4.      Подготовка к защите проекта.

5.      Защита проекта (презентация).

Задание для группы 2.

1.     Сбор информации по теме «Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).

2.     Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).

3.     Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).

4.      Подготовка к защите проекта.

5.     Защита проекта (презентация).

Задание для группы 3.

1.     Сбор информации по теме «Дробно-рациональные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).

2.     Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).

3.     Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).

4.      Подготовка к защите проекта.

5.     Защита проекта (презентация).

Задание для группы 4.

1.     Сбор информации по теме «Уравнения высших порядков, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).

2.     Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).

3.     Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).

4.      Подготовка к защите проекта.

5.     Защита проекта (презентация).

Чтобы у учащегося развивались познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, а также творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

 

Вход на сайт
Поиск
На позитиве
Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2019
uCoz